Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Нижнеиртышский детский сад «Солнышко»
Опыт работы
воспитатель МБДОУ«Нижнеиртышский детский сад
«Солнышко»
Кабанцева Людмила Михайловна
«Театрализованная деятельность как средство формирования
выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее
время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где
телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также
неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на
особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет
различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не
выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный
период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы -
педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой
проблеме.
Федеральный
государственный образовательный стандарт к структуре основной
общеобразовательной Программы указывает
на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту
формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.
Я полагаю,
что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает
широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные
игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и
игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные
условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а
так же для речевого самовыражения ребёнка.
И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы:
формирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной
деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи: 1. создавать условия для развития речи
детей в театрализованной деятельности; 2.
побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и
т. д. 3. обеспечивать взаимосвязь
театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином
педагогическом процессе.
Театрализованная деятельность в детском саду
может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую
в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную
деятельность детей.
Для театрально-игровой деятельности в группе создала насыщенную
предметно-пространственную среду, что позволило создать максимально
комфортные условия для творчества детей. Это: театральный уголок, музыкальный уголок, уголок ряженья, различные
виды театра: пальчиковый, настольный, маски; картотека пальчиковых игр,
сюжетно-ролевых игр, настольных игр.
Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной
деятельности я начала с детьми 5-го года жизни, в средней группе обучала
элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и
пантомиме); в старшей группе совершенствовала художественно - образные умения;
в подготовительной к школе группе развивала творческую самостоятельность в
передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Сейчас я
работаю во второй младшей группе и уже с этими детьми начинаю формировать у них
простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения
сказочных животных).
Выразительность речи развивается в течение
всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к
интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи
у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду,
должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты,
начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
На всех
этапах работы я использую следующие методы
формирования выразительности речи:
1. Наглядные методы - просмотр кукольных
спектаклей, рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек, описание
детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих
процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие
детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с
художественным словом. Вначале выразительно читаю произведение, а затем провожу
по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и
отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С.
Маршака «Котята» можно спросить: -
«Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались? »
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом
«разыгрывать» прочитанное.
3. Практические методы. Пальчиковые игры,
сюжетно-ролевые игры, праздники, досуги, хороводные игры; разыгрывание
мини-диалогов, потешек, песенок и стихов; театральные этюды, игры превращения, упражнения по формированию выразительности
исполнения. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Например:
дидактическая игра с наглядным материалом и словесным сопровождением
воспитателя используется для решения
всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно
проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим
методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки
этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование:
кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как
с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви,
гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание
культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития
выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной
речи.
Также использую следующие приемы
формирования выразительности речи: речевой
образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение
(практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение
воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого
результата); словесное упражнение
(многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и
совершенствования речевых умений и навыков).
В развитии выразительности речи
дошкольников очень важны игровые приемы
и просто эмоциональность в применении
некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно
озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при
объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому
материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет?
», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр).
Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной
интонацией применяю следующие упражнения:
упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса»
дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно,
вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки,
пение кукушки) и др. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям
подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую
уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
После того как у детей будут сформированы навыки и умения по
использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к
подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей
деятельности. Вместе с детьми старшей группы были поставлены сказки «Репка»,
«Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».
Вся работа проводится поэтапно: от знакомства
с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией,
позой, жестом) до постановки произведения. Сначала от детей требуется медленное
и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения
выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл
логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие
образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, включаю упражнения
на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций,
движений, жестов, мимики).
На мой взгляд, в процессе формирования
выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием
является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми
происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных
норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные
психические функции.
На данный момент мои дошкольники с
помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и
прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи
повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких
качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее.
Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с
окружающими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий