Опыт работы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Нижнеиртышский детский сад «Солнышко»




Опыт работы

воспитатель МБДОУ«Нижнеиртышский детский сад «Солнышко»
Кабанцева Людмила Михайловна


 «Театрализованная деятельность как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста»















     В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
     Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной  Программы указывает на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.
    Я полагаю, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
     И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы: формирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи: 1. создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности; 2. побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д. 3. обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
   Для театрально-игровой деятельности в группе создала насыщенную предметно-пространственную среду, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. Это: театральный уголок,  музыкальный уголок, уголок ряженья, различные виды театра: пальчиковый, настольный, маски; картотека пальчиковых игр, сюжетно-ролевых игр, настольных игр.
   Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной деятельности я начала с детьми 5-го года жизни, в средней группе обучала элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовала художественно - образные умения; в подготовительной к школе группе развивала творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Сейчас я работаю во второй младшей группе и уже с этими детьми начинаю формировать у них простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
  Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
   На всех этапах работы я использую следующие методы формирования выразительности речи:
1. Наглядные методы - просмотр кукольных спектаклей, рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале выразительно читаю произведение, а затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята»  можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались? » Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
3. Практические методы. Пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, праздники, досуги, хороводные игры; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок и стихов; театральные этюды, игры превращения, упражнения по формированию выразительности исполнения. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Например: дидактическая игра с наглядным материалом и словесным сопровождением воспитателя  используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
  Также использую следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).
В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет? », красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр).
   Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяю следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) и др. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
   После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми старшей группы были поставлены сказки «Репка», «Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».
  Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики).
    На  мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.
На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.



Комментариев нет:

Отправить комментарий