Конспект занятия по театрализованной деятельности (Старшая группа)



Конспект занятия по театрализованной деятельности
(Старшая группа)
Тема:МИР ТЕАТРА.   
Цель: Развивать творческие способности средствами театрализованной деятельности.
Задачи:         
 развивать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, кукольный театр); - знакомить с театральной куклой би-ба-бо, обучать элементарным навыкам управления куклой;
воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, режиссёр, актёр). 
Образовательные технологии: социо – игровые, здоровьесберегающие, личностно - ориентированные:  игра «Познакомимся» (создать условия для взаимодействия ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, способствовать способствовать снятию психоэмоционального напряжения), этюды «Котята», «Снеговики» ( развитие образного перевоплощения и коммуникативных способностей).
Предварительная работа: Беседа-«Виды театров»,  «Сценическое  движение»-импровизация  пластических движений персонажей сказки, « Актерское мастерство»-этюд на выражение страдания и печали «Ой, ой, живот болит», «Запомни эту позу» на развитие моторно-слуховой памяти, «Заколдованный ребенок» этюд на выразительность жеста; скороговорки на развитие дикции, речевая игра «У кого что внутри»; пальчиковые игры. Словарь: драматический театр, кукольный, театральная маска, режиссёр.
Материал: ширма, куклы би-ба-бо , магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 10 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия: 
   - Ребята, я знаю игру, которая называется “Познакомимся”.
Поиграем?
Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу!  начинаем?
Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.
И Людмила Михайловна здесь! И ... Полиночка здесь!
- Вот мы и представились! А теперь я предлагаю всем нам совершитьмаленькие волшебные превращения!
- Ну, что согласны? Вот и замечательно!
- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).
- А вы любите сказки?
- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
- А где их можно увидеть? (в театре).
- Ребята, а в нашем городе есть театры?
- Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)
- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)
- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)
- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика. 

Этюд: “Котята”.
- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь?  Встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, (зазвучала музыка) мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
- Ах, какие вы молодцы, настоящие котята! 
Этюд: “Снеговики”.
- А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговики стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.
- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

- Ну, а теперь посмотрите, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)
- Что это, ребята? (маски)
- Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.
- Они одинаковые или разные? (разные)
- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)
- Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.
- Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски
- Ой, вас совсем не узнать!
- Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.
- Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)
(Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!)
- А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)
(У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть.)
 - А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.
- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. (Задорно и весело!“Здравствуй, грустная маска!”)
- А теперь грустные маски. (Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!” )
- А можно я поприветствую вас?
“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?
- Почему не правильно?
- Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно  было узнать!
Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску.

- Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)
- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?
- Конечно, куклы!
- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?
- Помогают люди.
- А как называют людей, которыми управляют куклами?
- Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.
- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!
- Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!
- Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы
би-ба-бо. 
- Сегодня мы будем учиться управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды. 
Кукловод, который говорит за свою куклу,  меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?
- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?
- Но для начала я вам открою один секрет.
И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.
- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?
- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать.
- Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась, познакомьтесь с ней.
- У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!
- Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы ... (кукловоды)
- Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!
- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!
Сказка “День рождения Машеньки”
Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.
Первым к Машеньке по тропинке бежал впрыпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе ... ”
Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!”( Зайка с радостью согласился, прошёл и сел на стульчик).
- Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевала Лисичка, которая тоже торопилась с поздравлениями к Машеньке.
Лисичка подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”
Подарила, Машеньке, подарок и совсем было собралась уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисичка, оставайся на праздник!”
Лисичка поблагодарила девочку, пошла и сел на стульчик рядом с Зайчиком.
 И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” (Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал), пошёл и сел рядом с зайчиком.
В это время по тропинке с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шел за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.
Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем ... Вот подарки от нас!”
Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом с Лисичкой, потому что они были друзья и всегда играли вместе.
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Дружок . Подошёл он к девочке и говорит:»Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!».
Машенька сказала: «Спасибо большое, проходи, пожалуйста!»
Дружок с удовольствием прошёл и сел рядом с Петушком.
Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку.
И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”
Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!
Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться!
Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.
- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?
- В каких театрах мы с вами побывали? (в драматическом, кукольном)
- Кем мы были в театре? (актерами)
- В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра? (в котяток, снеговиков)
- А в кукольном театре кем мы были?(кукловодами)
- С какими куклами познакомились? (би-ба-бо)
- Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)
- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)
Мне очень понравилось наши превращения.
Спасибо, ребята, за работу! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий